Применение ментальной арифметики. Ментальная арифметика

Ментальная арифметика, отзывы о которой преимущественно положительные, стала очень актуальной именно сегодня. Так считает Евразийская ассоциация ментальной арифметики, в которую может вступить любой желающий. По мнению специалистов, занятия с абакусом помогают добиться успеха и самореализации.

Ментальная арифметика

Ментальная арифметика, отзывы о которой иногда категорически противоречивы, - новый модный тренд, с помощью которого, по мнению членов ассоциаций, возможно развитие творческих способностей, гармонии обоих полушарий головного мозга ребенка, скорейшей его адаптации и технологической независимости. Древняя методика, некогда применявшаяся в Китае и Японии для подсчетов в торговле, геометрии и астрономии, снова оказалась востребованной и стала решать сложные задачи гармонического развития с помощью предельно простого устройства.

Ментальная арифметика, отзывы о которой то восхищенные, то негодующие, представляет собой подсчет на древнем калькуляторе с использованием обеих рук. Первая ступень проходится ребенком на реальном абакусе, на второй - ребенок представляет себе нехитрое устройство в виде образа и считает уже в своем воображении.

Обучать можно ребенка, достигшего четырехлетнего возраста, но к 12 годам счастливое свойство виртуальных образов становится ему неподвластно. Некоторые школы, особенно не озадачиваясь возрастными ограничениями, набирают учеников до 16 лет.

Ментальная арифметика - методики и приспособления

В основу обучения положены каменные счеты Древнего Китая, носившие название «абак» («абакус»). Позже их использованием озаботились японцы, а на сегодняшний день любой взрослый пользуется современным аналогом в виде калькулятора. Но соробан, актуальный сейчас в Японии и Таиланде, в отличие от традиционных русских счетов косточки располагает вертикально и ни одну цифру не представляет двумя способами. Подобное устройство, по мнению адептов метода, не только развивает творческое мышление, математические способности, виртуальное воображение, но и исключает какую-либо путаницу в подсчете.

Использование абакуса способно быстро научить ребенка считать в уме, освоить четыре арифметических действия.

Отзывы о ментальной арифметике для детей колеблются от самых восторженных до самых негативных, а кое-кто и вовсе жалуется, что после нее ребенок не способен решать уравнения.

Средство для развития мозга

По мнению адептов, влюбленных в магическое действо пропагандистов, и тех, кто преподает сложную науку счета на древнем устройстве - это универсальное, незаменимое средство для развития двух полушарий головного мозга одновременно. Дополнительные преференции, получаемые от менара (ментальной арифметики), для создания которой турок Шен усовершенствовал устройство возрастом в 5000 лет, имеют следующие преимущества для ребенка:

  • инициативность;
  • самостоятельность;
  • прекрасную память;
  • способность концентрировать внимание;
  • богатое виртуальное воображение;
  • наблюдательность;
  • возможность воспринимать информацию на слух;
  • скорость и точность, мыслительных процессов.

Бонусом к этому широкому перечню неоценимых возможностей обещаны бесконечные успехи в музыке и английском.

Положительные моменты

Ментальная арифметика, отзывы о которой иногда включают понятия «новаторская», «современная» и «незаменимая», судя по вышеперечисленным преференциям и впрямь очень полезная вещь.

Эта наука подразумевает развитие интеллектуальных способностей детей, что в дальнейшем поможет им достигать успехов в различных областях деятельности, особенно в тех, которые требуют умения быстро ориентироваться в числовой информации. При этом концентрация внимания достигает максимальных показателей; возрастает скорость реакций, наблюдательность. Это ведет к быстрому усвоению школьного материала и повышению уровня успеваемости.

По мнению преподавателей методики, ее применение развивает полушарие, отвечающее за логику с таким же успехом, как и отвечающее за образы. Можно смело хватать за руку своего малыша и бежать записываться в возрастную группу. Главное, не опоздать, потому что в группу, которая уже начала занятия, ребенка не возьмут и придется ждать, пока наберется новая, подходящая по возрасту.

Новаторская методика - мнение родителей

Если не примыкать к числу сторонников или противников методики с применением абакуса, можно увидеть интересные тенденции. При изучении арифметических действий ментальная арифметика отрицательные отзывы родителей не вызывает. Хотя некоторые все же относятся к ней с чувством неприятия и скептицизмом.

Для успешного усвоения материала требуется здоровый интерес ребенка и определенные склонности. Если малышу тяжело даются занятия (а это происходит, когда он не интересуется числами или математикой), бесполезна любая ментальная арифметика. Отзывы родителей, искренне уверовавших в новое и прогрессивное в педагогической мысли, приобретают разочарованный и скептический характер.

Негативные моменты

Теперь стоит вернуться немного назад и прочитать, что обещают детям при обучении системе счета под названием «ментальная арифметика». Отрицательные отзывы родителей, обманутых в своих ожиданиях, требуют объяснить, почему не произошло обещанное развитие второго полушария, отвечающего за логику. А спокойные, уверенные и методичные преподаватели терпеливо разъясняют, что причина подобных неудач кроется в индивидуальности каждого ребенка и особенностях методики.
Ментальная арифметика, отзывы специалистов о которой вызывают восторженные и одобрительные эмоции, дает сбой сразу по нескольким параметрам:

  • не подходит ни в раннем возрасте (4-летним чаще неинтересно), ни в позднем (с 12 лет научиться практически невозможно, если нет определенных способностей);
  • не оказывает помощи там, где требуется логика и абстрактное мышление (хотя обучает быстрому механическому счету в уме);
  • не подходит любому ребенку, у которого нет склонности к математике;
  • не универсальная, а избирательная методика.

Обещанные бонусы в изучении английского и музыки оказываются невостребованными, если ребенок не изучает дополнительно музыку и у него нет способностей к языкам. А способности к языкам часто оказываются счастливым свойством гуманитариев, которые, при всем своем желании, никак не могут заставить себя полюбить математику. Механическая система счета при помощи костяшек или бусинок, расположенных вертикально или горизонтально, более под силу тем, кто идет в бухгалтеры, чем тем, кто предпочитает изящную словесность.

Мировая известность и личные предпочтения

Решение занять свое чадо чем-нибудь неординарным посещает родителей в тот момент, когда они обнаруживают, что все вокруг водят детей на танцы, плавание, в спортивные секции, на иностранные языки. Отсутствие у ребенка особых склонностей или талантов оказывается фактором, побуждающим найти способ развить его средний уровень. Настойчивая реклама, в которой можно услышать про Китай, Японию, Таиланд, Штаты и Турцию, озаботившихся изучением прототипа современного калькулятора в век электроники и нашедших в этом бесспорную пользу и высокую степень детского развития, оказывает на таких родителей магическое действие.

Иногда ребенок ходит на такие занятия (как и на любые другие, впрочем), страдая и мучаясь, но повинуясь железной воле матери или отца. Никто не хочет плохого своему малышу. Любые секции и методики применяются исключительно из благих намерений.

Никаких принуждений

Навязывая ребенку любые занятия, пусть даже такие новаторские и современные, как ментальная арифметика, отрицательные отзывы специалистов послушать никогда не помешает. Специалисты уверены, что ребенок, которому это не интересно, не сможет и не захочет усвоить такие занятия в полном объеме. А если его принуждать и водить насильно, это может сказаться на процессе обучения в школе. На занятиях простой арифметикой, которая и без того не нравится ребенку с гуманитарными наклонностями, простые математические действия будут напоминать о ненавистных часах со счетами и методике под названием «ментальная арифметика».

Ментальная арифметика предназначена для обучения младших и старших дошкольников быстрому счету. Методика допускает занятия дома при условии должной теоретической и практической подготовки родителя. Оптимальный возраст для начала занятий — от 4 лет.

Метод помогает развить оба полушария головного мозга. В дальнейшем это позволит человеку эффективно использовать свои интеллектуальные способности.

Сначала для математических вычислений используется абакус. Затем ребенок, мысленно представляя это приспособление, сможет решать примеры любой сложности при помощи пальцев рук, а после – и в уме.

Методика позволяет решать задачи при помощи логического подхода, одновременно используя творчество и интуицию. Упражнения выполняются как на абакусе, так и на специальных online-платформах. Занятия проводятся в игровой форме, которая позволяет привлечь внимание ребенка и удерживать концентрацию внимания на протяжении всего периода обучения.

Результаты занятий выглядят следующим образом:

  • увеличение объема памяти;
  • повышение самооценки;
  • способность к быстрому принятию решений;
  • повышение концентрации внимания.

На 1 этапе ребенок учится работать с абакусом. На втором осваиваются 4 математических действия – сложение, вычитание, умножение, деление. Понятия ментальной и обычной арифметики не являются взаимозаменяемыми. Авторская методика относится к полезным дополнениям дошкольного образования.

Продолжительность 1 занятия – 30 мин. Оптимальная периодичность – 1-2 раза за 7 дней. Длительность обучения – до 36 месяцев.

Что нужно для занятий с ребенком в домашних условиях

Для занятий потребуются специальные счеты.

Абакус или Соробан – это разделенная перекладиной рамка. Сверху располагается 1 линия. Каждая находящаяся там косточка обозначает цифру «5». Снизу располагаются ряды, включающие в себя по 4 косточки. Каждая из них обозначает цифру «1». С целью развития мелкой моторики косточки на абакусе были заострены. Счеты имеют обозначения от единиц до миллионов.

Ментальная арифметика предполагает не только покупку абакуса, но и его самостоятельное изготовление в домашних условиях.

Для этого потребуется:

  • маркер;
  • линейка;
  • лист A4;
  • одинаковые мелкие предметы (камушки, монеты, конфеты).

Сделать счеты дома можно следующим образом:

  • Расчертить лист на несколько линий. 1 линия означает единицы, 2 – десятки, 3 – сотни, 4 – тысячи. Примерное расстояние между линиями – 5-6 см.
  • Начертить 1 линию поперек. Расстояние от начала листа – 6-7 см.
  • Взять 5 одинаковых камушков. 4 камня разложить по крайней линии внизу, 5 – вверху, до поперечной линии.
  • То же самое проделать с остальными камнями.
  • Для удобства можно сдвинуть нижние камни вверх на 5-10 см.

Верхние камушки («братья») по порядку обозначают следующее: 5 единиц, десятков, сотен, тысячных. Остальные камни («друзья») обозначают единицы, десятки, сотни и тысячи.

Ментальная арифметика в домашних условиях предполагает использование специальных пособий. Они предназначаются для родителей, обучающих детей.

Полный комплект включает в себя следующие материалы:

  • учебник по ментальной арифметике для учителей и родителей;
  • методика для занятий (этапы);
  • ментальная арифметика: как научиться складывать и отнимать;
  • ментальная арифметика: как научиться умножать и делить;
  • flash-cards для тренировки памяти (до ста).

Флеш-карты являются основой в запоминании и распознавании. Им следует уделить особое внимание.

  1. Знакомство с абакусом.
  2. Сложение.
  3. Повторение и продолжение.
  4. Прибавляем 1, 2, 3, 4.
  5. Прибавляем 6, 7, 8, 9.
  6. Двузначные и однозначные числа.
  7. Сложение двузначных чисел.
  8. К двузначным прибавляем трехзначные.
  9. Сложение трехзначных чисел.
  10. Сложение и вычитание.
  11. Умножение.
  12. Продолжаем умножать.
  13. Дополнительный урок. Вычитание.
  14. Деление.
  15. Продолжаем делить.

Система обучения для детей от 3 лет

К 3 годам ребенок переходит от младенчества к детству. В этом возрасте заниматься ментальной арифметикой еще рано.

  • развитие пространственного мышления;
  • формирование умственных действий;
  • развитие конструктивных умений;
  • формирование логических приемов.

Оптимальная периодичность – 1 занятие в неделю. Длительность 1 урока – 5-15 минут. Она может варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка.

Ментальная арифметика для ребенка 5 лет

Возраст 5 лет определяется как «базовый». В это время закладывается до 95% всех личностных черт.


Занятия ментальной арифметикой на начальном этапе предполагают использование ребенком обеих рук, что способствует стимуляции обоих полушарий головного мозга

Пятилетний ребенок стремится познавать мир, расширять кругозор. Информация впитывается им как губкой. По мнению педагогов, в 5 лет человек запоминает такое количество материала, какое не сможет запомнить в дальнейшей жизни.

Ментальная арифметика в домашних условиях на начальной стадии предполагает использование ребенком обеих рук для операций с абакусом. Это способствует стимуляции обоих полушарий мозга.

В результате занятий ребенок сможет:

  • решать простые задачи;
  • давать ответ на элементарные математические вопросы («Сколько?» «Какой по счету?»);
  • считать от 0 до 10 и от 10 до 0;
  • вычитать простые числа;
  • складывать простые числа.

Оптимальная периодичность – 2 урока в неделю. Длительность 1 занятия – 15-20 минут.

Ментальная арифметика для ребенка 6 лет

Формируется возможность самостоятельной регуляции. Ребенок предъявляет к себе те требования, которые ранее предъявлялись им родителями и преподавателями. Работа, даже самая скучная, доводится шестилетними детьми до конца.

Подробная характеристика ребенка в 6 лет выглядит следующим образом:

В результате регулярных занятий дома ребенок сможет:

  1. Соотносить цифру с количеством предметов.
  2. Проводить сравнительный числовой анализ.
  3. Из неравенства делать равенство.

Оптимальная периодичность – 2 урока в неделю. Продолжительность 1 занятия – 20-25 минут .

Ментальная арифметика для ребенка 7 лет

Формируется определение морали. В этом возрасте ребенок обучен элементарным навыкам самостоятельного обслуживания. В играх отражаются сложнейшие социальные события.

Подробная характеристика выглядит так:


Занятия способствуют укреплению навыков выполнения арифметических действий, помогают развить математические способности ребенка.

Как обучить ребенка сложению

Нужно правильно расположить счеты на рабочей поверхности. Отступ от края стола – 4 пальца. Работая с абакусом, требуется фиксировать его рукой в зависимости от того, какая именно конечность является рабочей.

Если рабочая рука – правая, то абакус фиксируется левой рукой, 3 пальцами. Если рабочей рукой является левая, то счеты фиксируются 3 пальцами правой руки.

Примеры сложения чисел

Алгоритм сложения выглядит так:

  1. Начинать считать надо с центральной точки. Первые примеры должны быть простыми: 5 (верхний камешек) + 2 (2 нижних камня). Важно знать состав числа «5» — 1+4, 2+3, 3+2, 4+1.
  2. Зная состав числа, решить следующий пример: 3+2 – состав числа «5». Поэтому нужно прибавить «5», подвинув верхний камешек вниз, и отнять «3». Ответ будет «5».
  3. Решить пример «4+1». Для этого надо прибавить «5», подвинув верхний камешек книзу, и отнять «4». Ответ – «5».
  4. Решить пример «9+1». Для этого следует перейти ко второй колонке (десятки). Необходимо отнять «9», получить «0». Во второй колонке прибавить 1 камешек снизу. Получится «10».
  5. Узнать состав числа «10»: 1+9, 2+8, 3+7, 4+6, 5+5.
  6. Решить пример «9+5». Для этого к 9 надо прибавить 10, передвинув вверх 1 камешек из второй колонки. Затем требуется отнять 5, передвинув кверху камешек в первой колонке. Ответ – 14. Это обусловлено тем, что число 10 состоит из суммы чисел 5 и 5.
  7. Решить пример «1564+1348». Для этого надо перейти к колонке тысячных. 1 камешек снизу (1000) передвинуть кверху. В колонке сотен верхний камушек (500) сдвинуть книзу. В колонке десяток сдвинуть вместе верхний и первый снизу камушек (60). В колонке единиц сдвинуть кверху 4 камня. Далее в колонке тысячных добавить 1 камень (1000). В колонке сотен – 3 камня (300). Для того чтобы «сделать» число «48», вспомнить состав числа «10» (2+8). Для этого в колонке десяток отнять 6, а в колонке сотен прибавить 1. Затем в колонке единиц отнять 2 и добавить 1 в колонке десятых. Ответ будет «2912».

Урок ментальная арифметики: сложение:

Уроки вычитания

Основой вычитания является обратный счет. Переходить к нему нужно после того, как ребенок освоит навык сложения.

Если при прибавлении чисел нужно поднимать камешки к разделительной полосе, то при вычитании их следует вернуть на место. Когда пример задается, камни сдвигаются соответственно значениям чисел. После решения каждого примера камни нужно вернуть на исходную позицию.

Примеры вычитания

Ментальная арифметика в домашних условиях предлагает вычитание чисел по следующему алгоритму:

  1. Решить пример «7-4». Для этого надо отнять 5, сдвинув камень в колонке единиц кверху. В нижней части разделительной полосы остается 2 камушка. К ним следует прибавить еще 1. Ответ будет «3».
  2. Решить пример «2-2». Для этого необходимо переместить книзу 2 камушка, вернув их на прежнее место. Ответ будет «0».
  3. Решить пример «8-4» . Надо отнять 5, затем прибавить 1 камень в колонке единиц. Ответ – «4».
  4. Решить пример «10-2». Для этого надо вспомнить состав числа 10- 2+8. В колонке десяток нужно сдвинуть камень вниз (10), в колонке единиц к 5 прибавить еще 3 камня. Ответ – «8».
  5. Решить пример «15-3». Для этого нужно вспомнить состав числа 5 – 2+3. Если от 5 отнять 3, получится 2. Поэтому в колонке единиц надо отнять 5, прибавить 2. Десятка остается на том же месте во второй колонке. Ответ будет «12».
  6. Решить пример «24-12». Во второй колонке следует отнять 1 десятку (1 камень), в первой – 2 единицы. Ответ – «12».
  7. Решить пример «45-21». Во второй колонке следует отнять 2 десятка. Далее вспомнить состав числа 5 – 1+4. В первой колонке отнять 1 единицу (5) и прибавить 4. Ответ – «24».
  8. Решить пример «121-57». Вспомнить состав числа 10 – 5+5. В третьей колонке отнять 1 сотню, во второй колонке прибавить 5 десяток. Теперь нужно отнять 7. Снова вспомнить другой состав числа 10- 3+7. Надо отнять 1 десятку и прибавить 3 единицы. Ответ – «64».
  9. Решить пример «5146-2317» . Вспомнить состав числа 5 – 2+3. Отнять 5 тысяч, прибывать 3 тысячи. Вспомнить состав числа 10 – 7+3. Отнять 10 тысяч и прибавить 7 сотен. В колонке десяток отнять 1. Затем в этой же колонке отнять 10, а в колонке единиц прибавить 3. Ответ – «2829».

Как научить ребенка умножению

Учить ребенка умножению следует только тогда, когда он будет знать цифры до 100, а также после усваивания сложения и вычитания. Оптимальный возраст – 6-7 лет. В принципе умножения находится повторение или складывания одинаковых чисел.

Оптимальная периодичность занятий в неделю – 2. Длительность 1 урока – 25-30 минут. Для занятий на абакусе нужно, чтобы ребенок хорошо знал таблицу умножения.

Примеры умножения

Умножение на счетах выполняется с левой стороны от центральной точки.

Техника умножения на абакусе выглядит следующим образом:

  1. Решить пример «30х3» . Первое действие – умножить 3 на 3. Ответ – 9. На абакусе десятки умножить на единицы. Набрать число «9» на колонке десяток. Второе действие – 3 умножить на 0. Ответ – 0. На счетах единицы следует умножить на единицы. Ответ в примере – «90».
  2. Решить пример «51х5». Первое действие – 5х5 (десятки на единицы). Ответ – 25. Набрать «5» на колонке десяток. «20» набрать на колонке сотен. Второе действие – «1х5». Ответ – 5 (набрать на колонке единиц). Ответ примера – «255».
  3. Решить пример «50х8» . Первое действие – 5х8 (десятки на единицы). Ответ – 40. 0 следует набрать на колонке десяток, 4 – на колонке сотен. Второе действие – 0х8. Ответ – 0. Ответ примера – «400».
  4. Решить пример «12х2». Первое действие – 1х2 (десятки на единицы). Ответ – 2. Это число следует набрать на колонке десяток. Второе действие (единицы на единицы) – 2х2. Ответ – 4. Ответ примера – «24».

Уроки деления чисел

Деление хорошо усваивается после сложения, вычитания и умножения. Желательно работать не с абстрактными образами, а с реальными предметами.
Оптимальный возраст – 7 лет. Ребенок должен уяснить, что деление – это умножение наоборот. Для того чтобы узнать ответ, ему будет нужно «перевернуть» умножение.

Примеры деления

С правой стороны от центральной точки выполняется деление. Работать нужно с первыми 3 колонками от центральной точки.

Ментальная арифметика в домашних условиях предлагает следующий алгоритм деления:

  1. Решить пример «368:8». Набрать на абакусе 300 (сотни), 60 (десятки), 8 (единицы). Первое действие – 36:8. Ближайшее число к 36 – 4. Его следует набрать с левой стороны от центральной точки (десятки). Второе действие – 4х8. Ответ – 32. С правой стороны от точки нужно отнять 32. Остаток – 48. Ближайшее число к 48 – 6. Его следует набрать на центральной точке. Справа отнять 48. Ответ примера – «46».
  2. Решить пример «804:3». Набрать справа 800 (сотни), 4 (единицы). 8 больше трех. Ближайшее число к 8 – 2. Это число следует набрать с левой стороны, на колонке сотен. Первое действие – 2х3. Ответ – 6 (отнять на сотнях справа). Остаток – 204. 2 не делится на 3, поэтому следует взять двузначное число – 20. Ближайшее число к 20 – 6 (набрать на десятках слева). Второе действие – 6х3. Ответ – 18 (отнять на сотнях и десятках справа). Остаток – 24. Ближайшее число к нему – 8 (набрать на центральной точке). Третье действие – 8х3. Ответ – 24 (отнять на десятках справа). Ответ примера – 268.

Ментальная арифметика принесет ребенку пользу, если:


Самый главный принцип домашнего обучения – регулярность.

Ментальная арифметика принесет больше пользы, если перед началом занятий в домашних условиях проконсультироваться с психологом и пройти бесплатное пробное занятие в развивающем центре. Это поможет выявить начальный интеллектуальный уровень ребенка.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: ментальная арифметика

Знакомство с ментальной арифметикой:

Добрый день, мои уважаемые читатели! Мы, как настоящие и правильные родители, всегда стремимся к тому, чтобы дать своим детям разностороннее образование, и всегда находимся в поисках модных новинок в обучении, стараясь обязательно примерить их на себя. И это совсем неплохо, главное, чтобы в меру и с умом, без фанатизма.

Для нестандартного развития детей сегодня полно разнообразных методик, и мы с вами стараемся всегда быть в курсе событий. В последнее время стало популярным отдавать детишек на обучение ментальной математике. Не слышали о такой? Хотите, чтобы ребёнок научился считать в уме подобно калькулятору, тогда присоединяйтесь к обсуждению! Будем разбирать, что такое ментальная арифметика и нужна ли она нашим детям.

План урока:

Откуда взялась ментальная методика?

Как всегда, истоки нужно искать у древних предков. Оказывается, заложенная в менаре (так ещё называют ментальную математику) методика основана на грамотном и уверенном пользовании древним калькулятором.

Задумались, что это за устаревшая машинка? Да это обычные счёты! Подобно нашим, русским, на которых в советские времена считали в кафе и магазинах. Называются они абакус и выглядят как прямоугольная рама, в которой натянуто 13 вертикальных струн-палочек, и на каждой сидит по 5 косточек.

Первые счёты появились у вавилонцев и египтян, а потом около 5 тысяч лет назад их стали применять для сложения-вычитания китайцы. Родиной ментальной арифметики, благодаря которой удаётся делать сложные математические вычисления без калькулятора и бумаги, считается страна восходящего солнца – Япония, где абакус прижился с 16 века.

У японцев этот инструмент для развития математического навыка, правда, называется по-иному — соробан.

Примечая эффективность метода, мудрые японцы к 20 веку разработали целую систему тренировки мозга при помощи соробана. Сегодня умение ментально считать широко распространено в Германии многих странах Азии, Канаде и США.

Как считать ментально?

Что нужно делать, чтобы быстро и без ошибок научиться считать в уме? У ментальной математики есть целый алгоритм. Ну и, конечно, потребуется время и ежедневные тренировки.


В общей сложности обучение состоит из 10 — 12 уровней, каждый из которых занимает до четырёх месяцев. Причём заниматься рекомендуется не менее двух раз в неделю без пропусков, дабы не утерять навыки. Подсчитали, сколько сил и времени? Как минимум два с половиной – три, а то и все четыре года! А стоит ли оно того?


Вообще, насколько я поняла, дело это стоящее, и польза от ментальной арифметики, конечно же, налицо. Чем плохо развивать левое полушарие, ответственное за логику, счёт и письмо, и тут же тренировать правое, от которого зависит фантазия и творчество?!

Педагоги уверены, что ментальный счёт станет незаменимым помощником при сдаче итоговых тестов в школе, так как на вычислениях ученик сможет сэкономить время, перераспределив его в пользу других заданий.

Но мы-то с вами уже доки в исследованиях, и всегда готовы искать ложку дёгтя в большой бочке мёда, дабы изучение темы не было однобоким. Все ли отзывы о программе такие положительные или можно всё-таки найти отрицательные моменты?

Нужно ли учиться ментальной математике?

Во-первых, рекомендуется начинать обучение такому методу счёта с 4 до 12 лет. Отзывы родителей утверждают, что делать это раньше, а иногда и даже уже в исполнившиеся четыре – не всегда правильно. Не каждый ребёнок готов справиться с такой интенсивностью и зачастую это приносит охлаждение и потерю интереса к обучению вообще.

Второй возрастной ценз ограничен 12-тью годами, так как психологи считают, что к этому возрасту происходит окончательное формирование мозга человека. Однако некоторые школы принимают детей вплоть до 16 лет и рекомендуют «включить мозг» даже взрослым.

Во-вторых, не всё так гладко, как преподносят преподаватели. Некоторые родители сталкиваются с тем, что доведение счёта до автоматизма ставит таких счетоводов в ступор при элементарной перестановке заложенной логической цепочки. Ребёнок не понимает, как на практике решения иных задач применить голые вычисления, работающие «на ура».

И дело, скорее всего, не в том, что продвинутые японцы ошиблись в своих расчётах и умозаключениях. В России это одна из новых методик, которой учат, а как ею пользоваться, говорить забывают.

В-третьих, многообещанное одновременное развитие обоих полушарий тоже даёт сбои. У некоторых этот процесс начинает работать, как часы, у других же – наоборот, логическая левая сторона мозга отказывается трудиться совсем. Кому как не нам знать, что всякий организм индивидуален, шаблонов здесь нет.

Ну и не стоит забывать о том, что для домашнего обучения ментальная арифметика не подходит в принципе. Научить ребёнка этому дома не получится – слишком всё трудно, если, конечно, вы не преподаватели менара. А за каждое занятие учителя берут денежку, поэтому стать гениальным счетоводом сможет тот, кто сможет заплатить. Что тоже немаловажно, ведь курс-то рассчитан не на год!

Ищем золотую середину

Взвесив все «за» и «против», можно с уверенностью сказать, что ментальная арифметика – это удивительная методика, которая действительно делает чудеса. Но, как и в любом другом деле, особенно когда это касается воспитания и развития детей, необходимо знать меру и примерять ноу-хау исключительно в интересах ребёнка и согласно его способностям.

  • Если ваш ребёнок по природе – математик и не против погонять плюсы-минусы по лабиринтам головного мозга, то это хороший шанс обучить его дополнительному навыку. Не стоит напрягать гуманитария и «перегибать его через колено» только для того, чтобы он «был в теме».
  • Устный счёт, безусловно, поможет в бытовых ситуациях, но сводить всю математику только к ментальному счёту и уделять основное время абакусу в надежде, что он приведёт к математической славе – не только не правильно, но и кощунственно.
  • Переводить ли детский мир на язык чисел и стремиться ли к первым местам на олимпиадах – дело сугубо индивидуальное. Если вы и ваш ребёнок не готовы к этому, не стоит отчаиваться, ведь для тренировки детского мозга ещё существуют и , иностранные языки и кроссворды. Ментальная арифметика – не самоцель, а лишь один из интересных способов, который можно взять на заметку.

А сейчас предлагаю познакомиться с мальчиком, за которым не успевают калькуляторы)

Очень хотелось бы услышать от вас, готовы ли вы к таким экспериментам. А может, кто-то уже окунулся в этот математический мир и считает похлеще счётной машинки? Жду комментариев!

Ну а наша группа «ВКонтакте» ждет вас в числе своих подписчиков! Присоединяйтесь)

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Человек начинает развиваться с первых дней своей жизни, но если изначально ему хватает тех знаний и навыков, которые предлагают родители, то с возрастом появляется потребность в профессиональном педагогическом участии, когда потенциал ребенка может быть не просто правильно оценен, но и направлен в нужное русло. Именно поэтому сегодня мы поговорим о ментальной арифметике.

Ментальная арифметика – одна из наиболее молодых, стремительно развивающихся и перспективных методик детского образования. Благодаря ей можно развить умственные, в первую очередь , так, что любая арифметическая задача превратится для него в быстрый и простой процесс вычисления (кстати, здесь вы узнаете, ). Причем сделать это можно даже в домашних условиях. Однако сегодня ведутся ожесточенные споры на тему того, что такое ментальная арифметика – просто инновационная идея, способная принести хороший доход, или очень полезная методика для обучения?

Далее мы вкратце расскажем об истории ментальной арифметики, поговорим о том, зачем она нужна детям, рассмотрим ее цели и результаты, которые она приносит, а также осветим основные способы, посредством которых осуществляется обучение. Представленная информация позволит определить плюсы и минусы ментальной арифметики и будет полезна для детей и родителей, заботящихся об умственном развитии своего ребенка.

Краткая история

Методика под интересным названием «ментальная арифметика» была разработана турецким исследователем Халитом Шеном. Ее основой послужил древний абакус – созданные еще 5 тыс. лет назад в Китае счеты, позже модифицированные японцами и ныне известные, как обычный калькулятор. Но, несмотря на востребованность последнего в наши дни, ученые сочли, что устройство абакуса гораздо полезнее для развития детей. Так счеты стали применяться в процессе обучения и послужили причиной появления особой методики, которая сейчас известна, как ментальная арифметика или менар.

Старт обучения менару состоялся в 1993 г. На сегодняшний день функционирует около пяти тысяч образовательных центров, обучающих устному счету, в 50 государствах. Наибольшее распространение метод получил в странах Ближнего Востока, Китае, Таиланде, Австралии, Канаде, Австрии и США. Кроме того, постепенно появляются специализированные организации в Киргизии, Казахстане и России, например, в Астане и Москве, где для детей и родителей ментальная арифметика стала настоящим открытием.

Зачем ментальная арифметика детям?

Согласно общеизвестному мнению, ответственно за образное мышление, восприятие и творчество, а левое – за логическое мышление. Кода человек работает левой рукой, он активизирует работу правого полушария, а когда правой – левого. Таким образом, гармоничная и одновременная работа двух полушарий создает идеальные условия для развития ребенка.

Задача менара – сделать так, чтобы мозг принимал участие в образовательном процессе полностью. А достигается это посредством выполнения математических операций с использованием абакуса обеими руками. В результате ментальная арифметика способствует освоению способности к быстрому счету и развитию аналитических навыков. Сравнивая абакус с калькулятором, можно сделать вывод, что второй расслабляет мозговую активность, а абакус, напротив, тренирует и оттачивает деятельность мозга. По схожим причинам также актуальны и популярны методики, обучающие устному счету в домашних условиях, такие, к примеру, как .

А что касается возраста, когда лучше всего начинать обучение менару, то рекомендуется делать это в период с 4-х до 12-ти лет (в некоторых случаях – до 16-ти), когда мозг находится в состоянии самого активного развития. Исходя из того же посыла, в это время эксперты советуют прививать детям базовые навыки, изучать иностранные языки, учиться игре на музыкальных инструментах, осваивать боевые искусства и заниматься другими видами деятельности.

Но давайте продолжим разговор о менаре.

Суть ментальной арифметики

Вся программа по освоению ментальной арифметики построена на двух этапах. Первый этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным применением обеих рук, благодаря чему в процесс включаются правое и левое полушария. Так достигается максимально быстрое выполнение и усвоение действий. Используя в работе абакус, ребенок учится совершенно свободно выполнять арифметические операции (сложение, вычитание, деление и умножение, вычисление квадратного и кубического корня).

Второй этап предполагает переход учеников у счету в уме, т.е. к ментальному счету. Постепенно проходя занятия, ребенок отходит от привязки к абакусу, тем самым стимулируя также и свое воображение. Левым полушарием воспринимаются цифры, а правым – образ косточек абакуса. На этом и построено обучение проведению умственных расчетов – в воображении ребенка появляются счеты, на которых он мысленно проделывает требуемые вычисления. В процессе работы с воображаемым абакусом мозг воспринимает числа в виде картинок, а выполнение математических операций ассоциируется с тем, как на счетах двигаются косточки.

Обучение ментальной арифметике – это очень увлекательный и интересный процесс, по достоинству оцененный сотнями тысяч людей, но плюсы и минусы для себя вы, конечно же, должны определять сами. Но чтобы сделать это вам было проще, мы скажем еще несколько слов, о том, на что направлен менар и какие приносит результаты.

Цели и результаты ментальной арифметики

Основными целями этой уникальной методики можно назвать концентрацию внимания, и логического мышления, наблюдательности, слуха, творческого мышления и фотографической памяти. Если для овладения менаром был применен профессиональный подход и поставленные задачи были достигнуты, ребенок учится выполнять и простые и сложные математические задачи в уме. Он становится способен, к примеру, за несколько секунд складывать десятизначные числа, умножать сотни и тысячи и осуществлять другие арифметические действия быстрее, чем это делает калькулятор.

А благодаря тому, что как образовательная программа, менар касается не только области математики, но и других сфер, ребенок становится в принципе умнее и увереннее в себе, а также учится эффективно и без ущерба для результата заниматься разными делами в одно и то же время. Надеемся, что теперь определить для себя плюсы и минусы ментальной арифметики вы сможете без особых затруднений.

Теперь же давайте поговорим о том, где можно научиться ментальной арифметике.

Школы ментальной арифметики

К сожалению или к счастью, но сегодня обучение ментальной арифметике проводится хоть и во многих странах мира, но только в специализированных образовательных центрах. Обучение в них длится, как правило, два-три года. Кроме этапов освоения методики, существует также десять ступеней, каждая из которых проходится учениками за 2-3 месяца. Несмотря на то, что в каждом центре есть свои программы, действуют и общие для всех правила.

Группы учеников формируют, исходя из их возраста. Есть три базовых вида групп – это junior, kids и kinder. Занятия проводятся опытными высококвалифицированными педагогами-психологами, прошедшими надлежащую подготовку и аттестацию.

В дополнение к центрам по обучению ментальной арифметике можно встретить и школы, где готовятся специалисты соответствующего профиля. В большинстве случаев преподавателями менара являются люди, имеющие педагогическое и психологическое образование и опыт работы. Важно это по той простой причине, что внимание уделяется не просто уровню преподавания математических знаний и навыков работы с древними счетами, но и методам, которыми пользуются педагоги, ведь всегда должны учитываться психологические особенности развития детей.

В школах по подготовке специалистов по ментальной арифметике постоянно проводятся тренинги и семинары, позволяющие повышать квалификацию, поддерживать высокий уровень профессионализма, отслеживать динамику образовательных процессов и статистику преподавателей и их подопечных. После прохождения обучения будущие учителя проходят экзамены, успешная сдача которых позволяет получить нужные для работы документы (свидетельства, сертификаты, дипломы и т.д.).

Кто-то, конечно, может огорчиться, узнав, что обучить свое любимое чадо менару можно только, отправив его в соответствующее учебное заведение, но на самом деле это не повод расстраиваться. Для детей и родителей есть и другая новость – при желании можно найти учебники и пособия по обучению ментальной арифметике, а это значит, что овладеть ей вполне реально и в домашних условиях.

Обучающие материалы по ментальной арифметике

Сегодня многими обучающими центрами создаются авторские методики по обучению менару, которые выстраиваются с основой на психологические, возрастные и когнитивные особенности детей. Благодаря этому обеспечиваются положительные результаты и эффективность. Эти методики понятным и простым языком излагаются в обучающих материалах.

Всего же существует несколько категорий обучающих материалов. Во-первых, это пособия, предназначенные для преподавателей, включающие в себя пояснения к учебникам, видеоматериалы и методическую литературу. Пособия регулярно обновляются и снабжаются различными вспомогательными сборниками.

А во-вторых, это учебники по ментальной арифметике, обычно представленные двумя вариантами – теоретическим и практическим. Из теоретического учебника ребенок может узнать правила и познакомиться с приемами вычислений на абакусе и всяческими операциями с косточками этих счетов. В практических же учебниках предлагаются упражнения, позволяющие закрепить полученные знания и отточить новые навыки. Все учебники имеют деление по возрастным категориям.

Найти учебники по ментальной арифметике вы можете на просторах интернета, в специализированных онлайн-точках продаж и, конечно же, в традиционных книжных магазинах. Также заметим, что помимо менара для детей и родителей, желающих обучить их считать в уме и вообще приобщить к математике, будет крайне полезно пройти и наш . К тому же и ходить никуда не надо – сидите себе за компьютером и обучайтесь в домашних условиях.

Ну и напоследок – несколько слов о том, как отзываются люди о ментальной арифметике. Возможно, это поможет вам более четко определить для себя плюсы и минусы менара и решить, стоит ли заниматься этим.

Немного об отзывах

Невзирая на то, что ментальная арифметика является довольно новой программой обучения устному счету, за немногочисленные годы своего существования она успела снискать большую популярность и показать превосходные результаты. Отзывы детей и их родителей говорят о том, что она очень даже полезна и эффективна. Взять во внимание нужно и то, что менар может быть успешно внедрен и в традиционные образовательные программы, став для ребенка дополнительным инструментом освоения арифметических навыков.

Всего несколько часов в неделю приносят отличные результаты уже по прошествии пары-тройки месяцев. Многие родители говорят о том, что у их детей , мышление стало более креативным, повысились способности к сосредоточению. Дети, изучающие ментальную арифметику, более уверены в школе, быстрее делают уроки, становятся более внимательными и наблюдательными, получают на обычных уроках больше положительных оценок.

Из всего этого можно сделать вывод, что менар стал не просто новым способом освоить навыки вычисления, но и результативной методикой для всестороннего развития личности ребенка. Потенциал, активизирующийся при занятиях ментальной арифметикой, способствует формированию успешной и здоровой натуры, имеющей надежный фундамент для вступления во взрослую жизнь.

В последнее время в России начинает набирать популярность новая для нашей страны методика развития интеллекта. Вместо привычных всем секций по шахматам родители отдают своих детей в школы ментальной арифметики. Как малышей учат считать в уме, сколько стоят такие занятия и что о них говорят специалисты - в материале «АиФ-Волгоград».

Что такое ментальная арифметика?

Ментальная арифметика представляет собой японскую методику развития интеллектуальных способностей ребенка с помощью вычислений на специальных счетах «соробан», которые иногда называют «абакус».

«Производя действия с числами в уме, дети представляют себе эти счеты и за доли секунды ментально складывают, вычитают, умножают и делят любые числа - хоть трехзначные, хоть шестизначные», - говорит Наталья Чаплиёва, педагог волжского клуба , в котором обучают детей по этой методике.

По ее словам, когда дети только учатся всем этим действиям, то считают цифры непосредственно на соробане, перебирая пальцами косточки. Потом они постепенно переходят со счет на «ментальную карту» - картинку, изображающую их. На этом этапе обучения они перестают трогать абакус и начинают представлять в уме, как они передвигают косточки на нем. Затем, дети перестают пользоваться и ментальной картой, начиная полностью визуализировать себе соробан.

Счеты соробан. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

«Мы набираем в группы детей от 4 до 12 лет. В этом возрасте мозг наиболее пластичен, ребенок впитывает информацию, как губка, и поэтому легко осваивает методику обучения. Взрослому человеку научиться ментальному счету намного сложнее», - говорит Екатерина Григорьева, педагог клуба ментальной арифметики.

Сколько это стоит?

Абакус имеет прямоугольную раму, которая содержит 23-31 спицу, на каждой из которых нанизано по 5 косточек, разделенных поперечной перекладиной. Над нею находится одна костяшка, которая обозначает «пятерку», а под нею - 4 костяшки, обозначающие единицы.

Передвигать косточки необходимо только двумя пальцами - большим и указательным. Счет на соробане начинается с самой первой спицы справа. Она обозначает единицы. Находящаяся слева от нее спица - десятки, следующая за ней - сотни и т.д.

Соробан в обычных магазинах не продается. Купить такие счеты можно в интернете. В зависимости от количества спиц и материала цена соробана может колебаться от 170 до 1 000 рублей.

На первом этапе дети занимаются со счетами. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

Если вы совсем не хотите тратиться на счеты, то можете скачать для телефона бесплатное приложение - онлайн-тренажер, имитирующий абакус.

Занятия ментальной арифметикой для детей в Волгограде стоят около 500-600 рублей в час. Можно купить абонемент на 8 занятий за 4 000 рублей и 16 занятий за 7 200 рублей. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Счеты, ментальные карты и тетради волжская школа выдает детям бесплатно, их ученики могут забирать домой. По окончании курса ребенок может оставить себе соробан на память.

Обучаться ментальной арифметике детям приходится примерно 1-2 года в зависимости от способностей.

Задания для обучающихся. Фото: АиФ/ Евгений Строкань

Если у вас нет денег на занятия в специальной школе, то можно попытаться поискать видео-уроки на YouTube. Правда, часть из них выложена на сайте организациями, предоставляющими уроки за деньги в целях саморекламы. Их ролики совсем коротенькие - продолжительностью 3 минуты. С помощью них можно обучиться азам ментальной арифметики, но не более того.

Что об этом говорят эксперты?

Педагоги, проводящие занятия ментальной арифметикой, уверенны, что обучение стоит потраченных на него средств.

«Ментальная арифметика хорошо развивает воображение, творческую жилку ребенка, его мышление, память, мелкую моторику, внимательность, усидчивость. Занятия ею направлены на то, чтобы у ребенка одновременно развивались оба полушария, что очень важно, ведь традиционная подготовка ребенка к школе развивает только правое полушарие мозга», - считает педагог Наталья Чаплиёва .

Психолог Наталья Орешкина считает, что в случае с детьми 4-5 лет, занятия ментальной арифметикой будут эффективны только в том случае, если будут проходить в игровой форме.

«Дети этого возраста вообще с трудом могут концентрироваться на такое время, если только речь идет не о просмотре мультика, - говорит эксперт. - Но если занятие будет построено в игровой форме, если дети будут заниматься на счетах, что-то разукрашивать, то они усвоят знания будучи при этом в естественной для себя среде - в игре. Кроме того, детям не должно быть тяжело, не надо превышать допустимый уровень нагрузки. Например, для 4-леток занятия должны идти не более 30 минут. Могу сказать, что ментальная арифметика для детей - это очень интересно. Но если ребенок в чем-то отстает от своих сверстников, то для него такие занятия будут слишком тяжелыми. Если у ребенка нет внутреннего ресурса для занятий, то это будет бесполезная трата времени, сил и денег».

Поделиться