Кто такие тьюторы и почему они нужны каждой школе. Все о тьюторе: анатомия профессии Может ли тьютор работать учителем

Август 14, 2018

В этой статье рассмотрим специфику работы тьютора в дошкольном образовательном учреждении. Выделим функции тьютора, основные направления работы, инструменты, а также поговорим о результатах работы тьютора.

Тьютор в дошкольном образовательном учреждении

Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную программу. На современном этапе признается важная роль дошкольного этапа в процессе становления личности, поэтому многие организации, особенно работающие с инклюзией, задумываются о включении рассматриваемой позиции в штат своих работников.

Основные направления работы тьютора в ДОУ

  • Первое из них – общеразвивающее. Поскольку основная задача тьютора – поддержка инициативы и интересов детей, то в первую очередь педагог-тьютор (или воспитатель с тьюторской компетентностью) будет подбирать для детей такие виды деятельности, в которых ребёнок будет учиться выбирать (делать простой выбор – из игрушек, своих занятий), осознавать свои первые интересы, предпочтения. Он будет наблюдать за ребёнком, предлагать различные пробы. На дошкольном этапе обучения тьютор максимально тесно работает не только с ребёнком, но и с родителями и другими воспитателями, психологами, логопедами. Целью этого взаимодействия будет обсуждение с ними особенностей ребёнка, его выявленных интересов, и как следствие, различных аспектов планирования его образовательного движения. Именно тьютор соберёт воедино вместе с родителями все элементы образования, которые есть на данный момент. Например, он расскажет родителям, какие ресурсы есть в детском саду, на что направлены те или иные занятия, он проанализирует с родителями, какими ресурсами пользуется семья за рамками детского сада, он обсудит ресурсы, которые могут появиться (ведь помимо детского сада, есть ещё множество полезных способов и мест для развития ребёнка).
  • Сопровождение в отдельной предметной области (кстати, в статье я описывала модель так называемого «предметного тьюторства», она — для школьных учителей, но общий принцип может пригодиться для понимания этой функции тьютора в ДОУ). Ключевая задача тьютора, если он работает в узкой предметной области – подметить зарождающийся интерес у ребенка и оттолкнуться от него. Интерес у дошкольников проявляется через вопросы, эмоции, действия с предметами, заинтересовавшими ребенка. Зафиксировав интерес, тьютор совместно с воспитателем (или без него) создает условия для его развития в определенной области с помощью сюжетно-ролевых игр, экскурсий, сказок и т.д. Сегодня в некоторых детских садах существует практика сопровождения ребёнка и его родителей в разработке собственного исследовательского проекта. Этот непростой формат является сильным средством именно для тьютора. В ходе сопровождения в проекте он может выявить интерес ребёнка в определённой предметной области (например, интересно ребёнку, чем кормят аквариумных рыбок или как образуются сосульки), а затем организовать деятельность по его развитию (вместе с семьёй разработать эксперимент, представить его результаты на конкурсе и т.д.). Поэтому кстати, тьютор — это ещё и тот человек в организации, который непосредственно связан с выявлением и сопровождением одарённых детей.
  • Сопровождение детей с ОВЗ. Про данное направление я планирую написать отдельную статью. Здесь хочу лишь отметить, что тьютор – профессия средовая, поэтому прежде чем работать с детьми (в том числе, с ОВЗ), он изучает среду образовательной организации, после чего корректирует или видоизменяет её, чтобы ребенок с особыми потребностями имел возможность выстраивать своё образовательное движение. Важно понимать, что тьютор- это не просто физически сопровождающий детей с ОВЗ (помогающий, например, передвигаться, обслуживать себя), тьютор – педагог, работающий с образовательным маршрутом ребенка, который включает изучение его особенностей, подбор различных ресурсов, практик, адаптированных под запросы конкретного ребёнка и родителей.
  • Также на начальном этапе поступления ребёнка в новое образовательное учреждение направлением работы тьютора является сопровождение адаптации к новому месту. Перед тем, как заниматься адаптацией, тьютор максимально изучает информацию о ребенке, после чего основываясь на интересах, старается включать ребенка в процесс. Педагог наблюдает, как воспитанник чувствует себя в кругу других детей и если требуется, то подключает других специалистов и родителей.

Функции тьютора в ДОУ

  1. Организация образовательной среды для дошкольников
  • это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной образовательной среды (например, среда, созданная Марией Монтессори – это самый близкий и удачный пример тьюторского хода);
  • повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
  • проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
  • координация взаимодействия субъектов образования.

2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:

  • подбор методических средств для создания детьми индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
  • методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
  • подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.

3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников:

  • выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников;
  • вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
  • сопровождение детей в реализации маршрутов;
  • подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
  • педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;
  • организация участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов ребенка.

Инструменты работы тьютора в ДОУ

  • Одним из инструментом работы тьютора является беседа с родителями. При разговоре с родителями ребенка, происходит обмен наблюдениями и фиксация важных деталей, которые могут помочь при дальнейшей работе с ребенком.
  • Дневник наблюдений. В дневник наблюдений тьютор записывает особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, его самочувствие, реакции.
  • Диагностические карты, фиксирующие различные изменения в развитии ребенка.
  • Погружение ребенка в проблемные ситуации, в том числе, включение в разновозрастные группы.
  • Организация занятий для развития определённых качеств и навыков

Результаты работы тьютора в ДОУ

Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребенка (согласно возрастным особенностям). Эта позиция строится из трех составляющих: рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами. Рефлексия в детском саду состоит из понимания ребенком своих умений («я умею вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), осознании того, что он может делать сам, а что — с взрослыми, когда ребенок может адекватно оценить свои возможности. Самоопределение — из умения осознанно выбирать себе занятие, а также умения предоставить (на уровне ребёнка – дошкольника) результат работы (понимание «а что должно получиться в итоге?»). Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь ребенку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели основные направления, функции и инструменты работы тьютора. Главное, что необходимо понимать, что тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.

В статье использованы материалы статьи Костенко Т.А. «Тьюторство на дошкольной ступени образования».

Хочу отправить ребенка с задержкой психоречевого развития в первый класс общеобразовательной школы с тьютором. Какие законы регламентируют присутствие тьютора рядом с конкретным ребенком и какие показания необходимы для этого? Наша ПМПК прописывает тьюторов только аутистам. Говорят, что они положены только детям, у которых проблемы с установлением контакта. У моего плохая моторика и нарушено внимание и пространственное мышление. Требуется в основном техническая помощь. Как добиться тьютора?

Вопрос о назначении ребенку тьютора (ассистента/помощника) регулируется в первую очередь ст. 79 Закона «Об образовании в РФ», в которой говорится следующее:

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Менее конкретно указано в ст. 19 Закона «О социальной защите инвалидов в РФ»:

Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Таким образом, все дети с ОВЗ, дети-инвалиды, вправе получить помощь ассистента (помощника) при получении образования. Законом не ограничивается право на помощь ассистента в зависимости от заболевания, т.к. критерием его необходимости является невозможность либо существенные сложности (в том числе технического характера, о которых Вы указываете в сообщении), которые затрудняют образовательный процесс.

Возникают вопросы о том, как получить помощь ассистента (помощника, тьютора) – законом не указано, что ассистент должен быть отражен в заключении ПМПК или ИПР. Однако на практике родители часто сталкиваются с требованием школы (образовательной организации), чтобы ассистент был вписан в заключение ПМПК.

Сначала я бы все же рекомендовала обратиться в саму образовательную организацию и уточнить порядок – могут ли они предоставить помощника (именно технического) без включения его услуги в заключение ПМПК и ИПР. В случае, если это не предусмотрено, начинать надо будет с ПМПК. И на комиссии, ссылаясь на ст. 79 Закона «Об образовании в РФ» и документы, подтверждающие необходимость сопровождения ребенка, требовать назначения помощника.

Анна Миронова, юрист

Тьютор - кто это, чем он занимается, для чего, вообще, нужен? Подобная мысль возникает в головах большинства людей. В последнее время появилась мода на иностранные слова, многие сейчас добавили в свой словарный запас такие термины, как "ребрендинг" (изменения), "коучинг" (индивидуальные занятия) и др. Тьютор (от английского tutor) - учитель, воспитатель, наставник, личный куратор ученика. В отечественной системе образования такие специалисты являются новшеством, заморской диковинкой, а вот в Европе и Америке они пользуются огромным спросом.

Тьютор - кто это?

Многие путают тьютора с учителем, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Куратор служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель - сопровождение и качественное обеспечение детей детсадовского возраста, школьников, студентов. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу.

Очень часто учителя не занимаются нерадивыми учениками, не проявляющими способности к предмету. Деятельность тьютора заключается в том, что он обязан найти подход к ребенку, узнать, что именно ему интересно, чем он хочет заниматься. Куратор часто помогает подопечному найти свой путь в жизни, раскрыть свои способности и таланты. Не понимает школьник математику, физику, но проявляет способности в гуманитарных науках, имеет развитую фантазию, значит, не надо ребенка заставлять учить все подряд, стоит направить его энергию в нужное русло. Возможно, благодаря такому подходу в будущем вырастет прекрасный писатель.

Немного истории

Термин «тьютор» появился в Европе еще в XIV веке. В те времена в Кембридже и Оксфорде такие специалисты выполняли задачи наставников, служили связующим звеном между студентами и профессорами. В Средние века больше всего ценилась свобода, поэтому такое посредничество было просто необходимо. Студенты могли свободно переходить с курса на курс, самостоятельно выбирать предпочтительные предметы. В свою очередь, куратор помогал сопоставлять подопечного и требования, предъявляемые к экзаменам по выбранным предметам. Студент занимался самообразованием, а наставник контролировал этот процесс.

В XVIII веке задачи тьютора обрели четкие границы, тьюторство основательно закрепилось в английской образовательной системе. Специалист сопровождал учащегося на протяжении всего учебного процесса, помогал ему адаптироваться в университете, советовал, какие курсы лучше выбрать, составлял план занятий, готовил к экзаменам.

Обязанности тьютора

В Европе и Америке кураторы работают практически во всех образовательных учреждениях, в России - в основном в школах, да и то экспериментальных. Часто тьюторы взаимодействуют с детьми с ограниченными возможностями, поэтому они должны не только контролировать учебный процесс, но и оказывать физическую помощь, например, помогать передвигаться, разговаривать с подопечным при помощи языка жестов или с использованием специальной аппаратуры. В то же время следует понимать, что наставник не должен быть нянькой, он может быть приставлен не к одному ребенку, а к группе, и каждому должен уделить ровно столько времени, сколько того требует учебный процесс.

Тьютор обязанности свои должен распределить правильно, чтобы успевать охватить всех подопечных. Главная его задача - поддерживать стремление к учебе и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт с одногодками ученика. Благодаря тьюторам из инвалидов вырастают умные, смышленые и независимые люди, которые находят свое место под солнцем.

Где применяются знания и навыки наставника?

Тьютор - кто наставник, помощник, советчик и просто друг, который всегда подскажет, что и как нужно делать, поможет найти выход из любой ситуации. В России эта профессия не пользуется особой популярностью и только входит в моду. Специалистов с соответствующим образованием сегодня практически нет, поэтому помощь детям с ограниченными возможностями оказывают волонтеры или родители.

Конечно, это неправильно, потому что настоящий куратор - не только помощник, но и учитель, психолог, который помогает ребенку найти свое место среди сверстников, определиться с будущим призванием. Тьюторы работают в школах, университетах, также они могут заниматься с подопечными на дому. Это всесторонне развитые люди, которые в состоянии подтянуть ребенка по всем предметам. Такие специалисты должны быть знакомы с психологией, потому что все дети разные, а ведь к каждому нужно найти подход, отыскать ключик к сердцу.

С кем работает тьютор?

В Европе и Америке тьюторы работают абсолютно со всеми. У каждого студента есть личный куратор, к которому он может обратиться с любым вопросом. В России такая практика еще не распространена, поэтому наставников можно увидеть, в основном, в экспериментальных школах. Поскольку работа тьютором предполагает поиск индивидуального подхода к ученику, такие специалисты помогают инвалидам.

Например, если ребенок плохо видит, слышит, нуждается в физической помощи из-за ДЦП или перенесенной травмы, то это отнюдь не значит, что он отстал в развитии и у него интеллектуальные проблемы. Такие дети могут учиться в обычных школах вместе со здоровыми одноклассниками, но им нужен наставник, который поможет адаптироваться, приучит к самостоятельности. Учитель-тьютор выполняет благородную миссию, показывая своим примером, как нужно относиться к инвалидам. Здоровые дети перестанут прятаться от чужих проблем, научатся помогать людям с ограниченными физическими возможностями, а больные поймут: они не одиноки и вполне могут самостоятельно выжить в этом мире.

Качества, знания и навыки тьютора

Тьютор - кто это, какими качествами, навыками и знаниями должен обладать такой специалист? Нужно понимать, что куратором может стать лишь человек, желающий помогать другим. Многим учителям свойственна раздражительность, властность по отношению к детям, тьютор такое поведение себе позволить не может, потому что в большинстве случаев работает с особенными подопечными, да и к здоровым ребятам он должен относиться по-дружески, а не смотреть на них свысока.

Безусловно, кураторы должны владеть педагогическими методиками, уметь планировать учебный процесс. Если специалист работает в инклюзивной школе или детском саду, значит, он должен иметь знания в области коррекционной педагогики.

Где готовят кураторов?

Если в европейских странах проблем с поступлением на специальность "тьютор" не возникает, то в российских вузах такого отделения порой днем с огнем не найти. В России сравнительно недавно начали готовить специалистов данного направления, да и абитуриенты по незнанию не спешат сдавать документы. Чтобы стать дипломированным тьютором, необходимо окончить педагогический вуз, кафедру образовательной деятельности.

Нужны ли тьюторы вообще?

Нужны ли тьюторы в наше время? Сегодня многие спорят, надо ли вводить в образовательный процесс должность тьютора, ведь это тот же преподаватель, только он ориентирован не на группу учеников, а на конкретную личность. Безусловно, кураторы нужны, ведь они не только учителя, но и психологи, которые сопровождают, контролируют, адаптируют и помогают ребенку. Благодаря таким специалистам дети могут еще в детстве определиться с направлением исследовательской и творческой деятельности, со своими предпочтениями. Тьютор организовывает подопечному комфортные условия для обучения и развития. Благодаря внедрению в систему образования таких специалистов можно кардинально изменить учебный процесс.

Тьютор в России – новая профессия. Специалисты занимаются сопровождением детей в учебном процессе. Они ищут подход к каждому воспитаннику, создают индивидуальные программы обучения для ребят, которые ощущают трудности в общеобразовательных школах и детских садах. Кроме того, они помогают малышам с особыми потребностями адаптироваться в детском коллективе.

Доходы профессионалов

Тьютор – это чуткий и внимательный наставник, способный распознать в малыше задатки талантов.

В ходе воспитания, он выполняет обязанности психолога, дефектолога и реабилитолога.

Средняя зарплата в России составляет 27000 ($395) , а в Москве – 40000 руб. ($586) .

Заработки зависят от места работы и экономической политики работодателя:

  • Центр детского развития – 35000 руб. ($513;
  • Государственная школа – 15 – 17 тыс. ($220 – 249);
  • Частная школа – 55 – 60 тыс. руб. ($806 – 879);
  • Частный детский сад – 60000;
  • Колледж – от 40000 до 60000 ($584 – 879);
  • В ВУЗе – 27000.

Тьютор – не няня и не учитель для ребенка, а скорее, его компаньон, старший брат и советчик. Он работает в обычной школе с отстающими или гениальными детьми, чтобы направлять их энергию в нужное русло.


Во многих школах он становится помощником преподавателя. Так как все дети разные, а классы состоят из 30 и более человек , учитель не всегда может доходчиво объяснить новый материал всем ребятам. Некоторым из них нужен индивидуальный подход и дополнительное внимание.

Обучение в инклюзивных классах

Мировое сообщество, наконец, обратило внимание на людей с ограниченными возможностями. Теперь многие дети с ОВЗ, ДЦП, РАС и аутизмом могут обучаться в обычной школе наравне со здоровыми сверстниками.

Занятия с такими детьми начинаются еще с детского сада.

К каждому ребенку прикрепляют одного тьютора, который сопровождает и наставляет его, учит правильному поведению и самообслуживанию.

В российских школах тьюторские программы приживаются плохо, но уже открываются инклюзивные классы, в которых учатся 2 – 3 «особенных ребенка ». Это полезно и для здоровых детей, так как они учатся общению на новом уровне, получают уроки сопереживания, отзывчивости и чуткости.


Обученные специалисты помогают детям решать ежедневные вопросы:

  • как подружиться с одноклассниками;
  • что ответить обидчику;
  • почему не получается решить задачу и др.

Он помогает детям определить направления обучения, нацеливает на успешное будущее. Тьютор постепенно адаптирует ребенка с особенными потребностями к жизни в коллективе.

Иногда специалист сопровождает своего воспитанника вплоть до получения им высшего образования.

Обычно ребенком занимается целая группа специалистов, в которую входят:

  • супервизор;
  • АВА консультант;
  • терапевт.

Совместными усилиями они стараются вывести каждого малыша на новый уровень развития. Задача тьютора – выполнять рекомендации консультанта и своевременно заполнять чек-листы , по которым видна динамика перемен в поведении ребенка. Специалисты работают по соглашению с родителями.

Как стать специалистом?

Для получения специальности тьютора, после выпуска из педагогического ВУЗа, оканчивают специальные курсы, которые включают психологию, язык жестов (для работы со слабослышащими), специальную азбуку для слабовидящих и др.


В регионах страны профессионалы зарабатывают не больше 17000 руб . ($249). За час работы ему платят от 500 ($7,3) до 1000 ($14,6). Доход зависит от личных качеств, умения находить подход к каждому воспитаннику.

Одновременно он может заниматься тремя и более подопечными.

Воспитывая в них ответственность и самостоятельность, тьютор постепенно выводит их из-под усиленной опеки.

Мастера своего дела, значительно улучшают качество жизни своих воспитанников. Квалифицированные специалисты зарабатывают 70000 руб . ($1025) и больше. Достижения ребят оплачиваются сторицей. Во многих учебных заведениях профессионалам доплачивают значительные премии.

Где работать, вакансии

Специалисты работают в различных образовательных учреждениях:

  • детский сад;
  • школа – государственная или частная;
  • интернат;
  • дом малютки;
  • центры развития;
  • колледжи;
  • высшие учебные заведения.


Поделиться