Каждого из них в отдельности. Когда отдельные люди образуют массу, то достоинство каждого из них в отдельности гибнет под ногами толпы (ЕГЭ обществознание)

В своем высказывании В. Швебель освещает идею роли политической культуры и массового сознания в политике. Смысл данного высказывания состоит в том, что люди, объединяясь в группы не способны мыслить самостоятельно. Я согласна с мнением автора. Члены толпы имеют схожее эмоциональное и психологическое состояние, в результате чего на них можно легко воздействовать, чем неоднократно пользовались политические деятели. В данном утверждении можно выделить такие аспекты, как политическое сознание и политическая культура личности.

Рассмотрим первый аспект с теоретической точки зрения. Политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Уровни политического сознания делятся на теоретический, на котором создаются идеи, концепции, принципы; эмпирический, на котором накапливаются все практические знания деятелей политики; обыденный, формирующийся в ходе повседневного формирования общественного мнения. В зависимости от субъекта политики типы политического сознания бывают: индивидуальное политическое сознание (формируется в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней), групповое (носителями выступают политические организации, сознание представлено в виде программы их деятельности), массовое (выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением).

Приведем пример из истории: в 1967 году в одной из американских школ был проведен эксперимент “Третья волна”, в ходе которого ученики 10 класса были погружены в систему тотального контроля. Целью было понять поведение германского народа при национал-социализме. В течение пяти дней ученики познавали силу дисциплины и общности, хотя сами того не осознавали. В конце эксперимента преподаватель объяснил, как легко манипулировать толпой и почему германцы поддерживали нацистов.

Рассмотрим второй аспект с теоретической точки зрения. Политическая культура - совокупность знаний и ценностей, которые находят отражение в политической деятельности граждан, оценке политических событий и отношении к политике. Разделяют три типа политической культуры личности. Патриархальный тип подразумевает отношение человека к политике на основании ценностей племени, рода. Человек при таком типе невосприимчив к политической жизни. При подданническом типе человек пассивен и отстраненно относится к политике. Он ориентируется на официальные ценности и ожидает от государства предоставления благ. Активистский тип политической культуры означает, что человек хорошо знаком с государственными органами власти, он стремится повлиять на политику законными средства, активно участвует в политических процессах.

Приведем пример из СМИ: в начале 90-х годов XX века в России были проведены исследования, в ходе которых было установлено, что около 45% взрослого населения относится к активистскому типу, 35% - к подданническому и 20% - к патриархальному. Эти данные говорят о низком уровне политической культуры граждан. В СССР народ, большую часть которого составляли крестьяне и рабочие, не обладавшие высоким уровнем образования, был уверен в своей политической просвещенности, так как социализм по Марксу - высшая степень развития общества. Распад Советского Союза показал, что это было не так. Данный пример показывает, что люди с низким уровнем политической культуры не способны объективно оценивать политическую ситуацию в стране.

Таким образом, можно сделать вывод, что в толпе человек не способен выражать свое собственное “я”. При этом уровень политической культуры массы может оказаться недостаточно высоким, что приведет к легкой управляемостью такой толпой.

«2 сентября 1890 года в небольшом городе Могильно, который теперь находится на территории Польши, а тогда принадлежал Германской империи (прусская провинция Позен), в одной из 35 семей, составлявших местную еврейскую общину, родился мальчик, которому дали имя Цадек. С таким именем в Пруссии было прожить нелегко, поэтому мальчик получил и второе имя - Курт, с которым он вошёл в историю науки. В городе, нравы которого Курт Левин описывал впоследствии как «стопроцентный антисемитизм наигрубейшего сорта», у юноши не было никаких шансов на хорошее будущее, и в 1905 году семья переехала в Берлин. Курт учился во Фрайбургском университете, затем прослушал курсы в Мюнхенском университете и успел перед войной поучиться в университете Фридриха-Вильгельма в Берлине.

Из опыта своей юности Левин вынес важный урок: человек может обладать любыми достоинствами и талантами, но его судьба и мировосприятие всегда связаны с группой, к которой он принадлежит.

Другой урок Левин получил на фронтах первой мировой войны. Переносить тяжелый окопный быт молодому учёному помогала страсть к психологии. Он наблюдал, расспрашивал, анализировал, а его однополчане даже не подозревали, что являются материалом для научного исследования. Левин заметил, что восприятие окружающей обстановки у солдат на фронте отличается от восприятия людей мирного времени. То, что когда-то казалось грязной канавой, на войне превращалось в отличное укрытие, а ровная лужайка, пригодная для пикника, виделась солдатам зоной смерти. Причём новый взгляд на канавы и лужайки не был достоянием одного-двух смыслящих в тактике ефрейторов. Сознание изменилось у большой группы людей, призванных в армию и сформировавших новую общность - фронтовики.

Вывод из этих двух уроков был вполне однозначным: взгляды человека могут измениться, если изменятся взгляды его группы. Сам Левин формулировал свою идею так: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности». В том, что менять индивидов необходимо, учёный не сомневался, ведь мир был так далёк от идеалов гуманизма.

После войны Левин вернулся к учёным занятиям. Его главным открытием тех лет был психологический эксперимент. Раньше считалось, что эксперимент и психология несовместимы. Ведь психолог имеет дело с такими тонкими субстанциями, как душа, характер, настроение, эмоции и т. п., а такого рода явления невозможно рассмотреть под микроскопом. Левин был с этим не согласен и разработал метод, напоминающий проделки современных шутников со скрытой камерой. В одном из таких экспериментов ничего не подозревающего испытуемого заводили в комнату, где на столе лежали книга, письмо в распечатанном конверте, карандаш, колокольчик и другие мелкие предметы. Затем человека под благовидным предлогом оставляли одного. Естественно, за испытуемым наблюдали. Оставленные в одиночестве испытуемые оказывались в замешательстве и начинали непроизвольно производить какие-то действия с оставленными предметами. В колокольчик звонили все без исключения.

Левин сделал вывод о том, что человек, лишённый ясной цели, попадает под влияние внешних раздражителей, ведь люди совершенно машинально делали с вещами то, что те словно просили с ними проделать. Стало ясно, что человеком, выбитым из обычной колеи, легко управлять, ведь никто из участников эксперимента не испытывал прямой потребности в том, чтобы играть с чужим карандашом или звонить в колокольчик. […]

В 1934 году с приходом Гитлера к власти Левин уехал в США и нашёл работу в университете штата Айова. Его мать отказалась покинуть Германию и погибла в концентрационном лагере.

Жизнь в США складывалась нелегко. Главной трудностью для Левина было плохое знание английского языка, а ведь ему приходилось читать лекции. Однажды во время научной дискуссии против идей Левина выступил один из его американских коллег. Речь оппонента была пространной и хорошо аргументированной. Взявший ответное слово Левин смог сказать только: «Я не есть с Вами согласен».

Когда началась война, Левин оказался единственным специалистом в США по поведению групп, и государство заинтересовалось его работой. Левину, в частности, заказали найти способ убедить американцев перейти с белого хлеба на чёрный, что он и сделал. Левин изучил ситуацию с пропагандой чёрного хлеба и обнаружил, что от своих потребительских привычек скорее отказываются люди, которых об их решении отказаться от белого хлеба побуждали громко заявлять на митингах. Власти взяли предложенные методы на вооружение - и чёрный хлеб пошёл в массы.

Постепенно Курт Левин доказал серьёзность своей работы и смог осуществить давнюю мечту - построил исследовательский центр, изучающий психологию групп. В 1944 году он покинул провинциальную Айову и основал при Массачусетском технологическом институте Центр изучения групповой динамики. Левин ставил перед собой исключительно альтруистические цели. Он был уверен, что человечество нуждается в демократии и смягчении нравов, но гуманизм сам собой утвердиться не может. Задачу построения более гуманного общества Курт Левин собирался решить с помощью групповых тренингов.

Учёный считал, что для того, чтобы изменить какую-либо группу людей, будь то этническая община, коллектив предприятия или совет директоров, эту группу нужно провести через три стадии: «размораживание», «изменение» и «новая заморозка».

Под «размораживанием» подразумевалось разрушение существующей системы ценностей и жизненных ориентиров членов группы. Иными словами, людей предполагалось ставить в условия, подобные положению испытуемого в опыте с колокольчиком, который не знал, что ему предпринять, а потому хватался за первую попавшуюся вещь. На стадии «изменения» группе следовало подсунуть такой «колокольчик» в виде новой системы ценностей и мотиваций, а затем группу следовало снова «заморозить» уже в новом состоянии. На практике Левин создал новый тип общения между психологом и его клиентом, которое больше походило на общение профессора со студентами, чем на приём пациента врачом.

Центр занимался не одной лишь теорией. Фактически именно под руководством Левина прошли первые тренинги для сотрудников предприятия. В Центр обратилась Harwood Manufacturing Company, которая пожаловалась, что всякий раз, когда в производственный процесс вводятся какие-то новшества, сотрудники слишком долго обучаются, а производительность резко и надолго падает. Левин собрал три контрольные группы сотрудников предприятия. Первой группе было дано задание самостоятельно подумать над тем, как лучше работать в рамках нового технологического процесса. Второй предложили избрать несколько представителей и направить их к руководству для обсуждения новшеств. В третьей группе были собраны и рабочие, и менеджеры и организован коллективный «мозговой штурм» по освоению новой технологии. Третья группа показала затем лучшие результаты на работе, и руководству компании были даны соответствующие рекомендации.

Наконец, в начале 1947 года Левин при поддержке правительства основал Национальные тренинговые лаборатории в Бетеле (штат Мэн) - организацию, которая, как планировал учёный, должна была заниматься переобучением лидеров государства. Однако дожить до исполнения мечты профессору не довелось. 11 февраля 1947 года Курт Левин скончался от сердечного приступа».

Большаков К., Тренируй и властвуй, журнал «Коммерсант-Деньги», 2004 г., N 36, с. 79-82.

Эти явления следует рассматривать в отдельности.

  • - по отде́льности нареч. качеств.-обстоят. разг. 1. Отдельно, обособленно. 2. Употребляется как несогласованное определение...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - в отде/льности, нареч. Все бумаги надо рассматривать...
  • - по отде/льности, нареч...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - в отде́льности нареч. качеств.-обстоят. Отдельно, обособленно...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - по отд"...

    Русский орфографический словарь

  • - отдельно, особо, раздельно, порознь, по...

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 2 в совокупности собирательно...

    Словарь синонимов

  • - врозь, врознь, розно, поодиночке, поврозь, в отдельности, в одиночку, по одному, раздельно, особо, порознь,...

    Словарь синонимов

"в отдельности" в книгах

ЧТО СООБЩАТЬ КАЖДОМУ СОТРУДНИКУ В ОТДЕЛЬНОСТИ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ЧТО СООБЩАТЬ КАЖДОМУ СОТРУДНИКУ В ОТДЕЛЬНОСТИ Отдельные работники должны знать и понимать: категорию своей работы и как она была определена; основание для определения их текущей ставки зарплаты; возможности в отношении зарплаты, доступные для них, – границы

По принципу «каждый случай в отдельности»

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

По принципу «каждый случай в отдельности» Во время другой лекционной поездки я столкнулся с трудной проблемой. Программа поездки подходила к концу, и в одном из городов, где я должен был выступать, мы забыли организовать аудиотрансляцию. Накануне приезда в этот город я

Глава № 12 О числах по отдельности

Из книги Математика для мистиков. Тайны сакральной геометрии автора Шессо Ренна

Значение каждой карты в отдельности

Из книги Классические карты Марии Ленорман автора Куманяева Наина

Значение каждой карты в отдельности ЧЕРВИтуз – любовное письмо король – страстный человекдама – невеставалет – приятный гость десятка – известие о любвидевятка – любовное объяснениевосьмерка – удовольствиесемерка – весельешестерка – веселая

Линии на ладони и значение каждой из них в отдельности

Из книги Судьба на ладони. Хиромантия автора Шварц Теодор

Линии на ладони и значение каждой из них в отдельности Значения основных линий ладони уже рассматривались выше, поэтому напомним только основные моменты. Линия жизни означает ход физического развития, линия судьбы – предопределенные наклонности, линия Аполлона –

2. Социалистический тоталитаризм: все вместе, никто в отдельности

Из книги Философия права. Учебник для вузов автора Нерсесянц Владик Сумбатович

2. Социалистический тоталитаризм: все вместе, никто в отдельности Широко распространено представление, будто обезличенность, "ничейность", отчужденность от конкретных людей, "огосударствленность" - это какие-то искажения, "деформации" социалистической собственности,

Тренируйте навыки по отдельности

Из книги Учимся читать в три раза быстрее за 20 минут - Лайфхакер автора Зорина Ия

Тренируйте навыки по отдельности Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение

§ 5.4 Сборник или по отдельности?

Из книги Создание электронных книг в формате FictionBook 2.1: практическое руководство автора Кондратович Михаил Иосифович

§ 5.4 Сборник или по отдельности? Концепция FictionBook недвусмысленно диктует решение: «один файл - одно произведение».Но! Если бы вы только знали, как муторно качать из библиотеки множество рассказов…К счастью, во многих случаях, помогают сами авторы. Существуют такие вещи,

Признаки каждого заболевания головы по отдельности

автора ибн Сина Абу Али

Частные заболевания сердца по отдельности

Из книги Канон врачебной науки автора ибн Сина Абу Али

Частные заболевания сердца по отдельности Перебои сердца и их причины Перебои – это движения в виде подергиваний, возникающие в сердце. Причиной их является все, что доставляет сердцу страдание и находится либо в самом сердце, либо в его сумке, либо приходит в сердце из

Есть вместе ИЛИ по отдельности?

Из книги Латте или капучино? 125 решений, которые могут изменить вашу жизнь автора Джейнс Хилли

Есть вместе ИЛИ по отдельности? В последнее время раздувалась паника по поводу гибели семейных ужинов. Все так заняты работой или своими делами после школы, что посидеть вместе уже не хватает времени. По-видимому, это нарушает общественную структуру и вредит нашему

Иллюзия отдельности

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Иллюзия отдельности Одним из самых больших барьеров для понимания единства жизни является мысль о том, что если мы все – это одно сознание, то почему я – это я, а не кто-то другой или вообще все другие? Но дело в том, что вы на самом деле и есть любой другой и вообще все

Правило 14: О благовременности каждого дела, взятого в отдельности

Из книги Творения. Часть III. Книга 3. Нравственные правила автора Великий Василий

Правило 14: О благовременности каждого дела, взятого в отдельности Глава. Не должно смешивать того, что между собою несродно; но для каждого дела или слова надобно знать собственное его время.(Матф. 9, 14–15): «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и

Линия на ладони и значение каждой из них в отдельности

Из книги Полный курс хиромантии автора Кестлер Юрий

Линия на ладони и значение каждой из них в отдельности Окружённая холмами, прорезанная линиями, лежит страна ладони, как какая-нибудь область на Марсе, разделённая каналами на несколько частей.От запястья руки идут четыре такие линии, направляющиеся к четырём

4.2.2. Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности

Из книги Догматическое Богословие автора Давыденков Олег

4.2.2. Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности Во-первых, Пролог Евангелия от Иоанна. У В. Н. Лосского дается следующий комментарий к этой части Иоаннова Евангелия:«В первых же стихах Пролога Отец именуется Богом, Христос - Словом, и Слово

Постановка задачи:выберите и обоснуйте свой вариант поведения этой ситуации:

    Пресечь конфликт на работе, а конфликтные взаимоотношения порекомендовать разрешить в нерабочее время.

    Попросить разобраться в конфликте специалистов лаборатории социологических исследований или другого подразделения службы управления персоналом, в чьи функции это входит.

    Лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обеих сторон вариант примирения.

    Выяснить, кто из членов коллектива является авторитетом для конфликтующих сотрудников, и попытаться через него воздействовать на них.

25. Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете.

Постановка задачи: Как вы поступите с этим подчиненным в дальнейшем?

    Разобравшись в мотивах упорства, и видя их несостоятельность, примените обычные административные меры наказания.

    В интересах дела постараетесь вызвать его на откровенный разговор, попытаетесь найти с ним общий язык, настроить на деловой контакт.

    Обратитесь к коллективу, рассчитывая на то, что его неправильное поведение будет осуждено и к нему примут меры общественного воздействия.

    Попытайтесь вначале разобраться в том, не совершаете ли вы сами ошибок во взаимоотношениях с подчиненным (коллегой), а потом уже решите, как поступать.

Повторите материал «Методы управления персоналом» (Кибанов А. Я. Управление персоналом. – М., 2007. гл. 1, п. 1.5);

Выбранный вариант поведения обосновать, раскрыв сущность соответствующего метода управления персоналом.

26. В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами по поводу внедрения нового стиля руководства, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.

Постановка задачи: Каким образом, по вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе?

    Установить тесный контакт со сторонниками нововведений и, не принимая всерьез доводы приверженцев старого стиля работы, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на несогласных силой своего примера и примера других.

    Попытаться разубедить и привлечь на свою сторону приверженцев прежнего стиля работы, противников новаций, воздействовать на них аргументами в процессе дискуссии.

    Изучить перспективы развития коллектива, поставить перед коллективом новые задачи совместной трудовой деятельности, опираясь на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.

Повторите материал «Методы управления персоналом» (Кибанов А. Я. Управление персоналом. – М., 2007. гл. 1, п. 1.5);

Выбранный вариант поведения обосновать, раскрыв сущность соответствующего метода управления персоналом.

27. Вас недавно назначили руководителем коллектива, в котором вы несколько лет были рядовым сотрудником. На 8:15 вы вызвали к себе в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 мин. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.

Изд. по: Святой Григорий Богослов как христианский поэт / Сочинение А. Говорова // Отдельный оттиск из приложения к журналу «Православный собеседник» за 1886 г. – Казань: Тип. Имп. Университета. – 1886. – 319 с. Говоров Алексей Васильевич – писатель, профессор Казанской Духовной Академии но кафедре гомилетики и истории проповедничества. Главные труды: магистерская диссертация «Святой Григорий Богослов как христианский поэт» (Казань, 1886); «Основной принцип церковной проповеди и вытекающие из него предметы и задачи церковного красноречия» (Казань, 1895); «Ораторское искусство в древнее и новое время» (Казань, 1897). Для разбора стихотворений святителя Григория Богослова А. В. Говоров делал переводы но изданию французского аббата Кайльо (Cailau), выпущенному в Париже в 1840 году. В 1862-м это издание, с сохранением всех его отличительных особенностей, нумерации, предисловия Кайльо и примечаний, было перепечатано Минем в «Cursus compeltus». Поскольку последовательность произведений в настоящем издании соответствует нумерации Патрологии Миня (и, следовательно, изданию Кайльо), мы позволили себе переработать некоторые сноски А. В. Говорова, касающиеся корпуса стихотворений святителя. В частности: римские цифры при нумерации стихотворений заменены на арабские, удалены отсылки на русский перевод Московской Духовной Академии 1843–1848 годов, а также указаны название произведения, номер страницы и строф (сокращение – ст.) – по настоящему изданию. При отсылке на стихотворные произведения номер тома не указывается, т. к. все стихотворения святителя вошли во 2-й том настоящего издания. Сноски на другие произведения свт. Григория выверены но 1-му и 2-му томам настоящего издания; а на произведения других авторов даны без изменений, с пояснениями издателей в квадратных скобках. Квадратные скобки в тексте указывают на пояснения редакции. – Ред.

Поделиться